«Величественный век. Роксолана»

Недавно закончилась трансляция четвертого (последнего) сезона турецкого сериала «Величественный век. Роксолана», который так пришелся по душе украинцам. И не только талантливой игрой актеров, но и яркими костюмами эпохи правления султана Сулеймана Великолепного. По свидетельствам режиссеров, на изготовление украшений для султаны в каждой серии тратили почти 10 тысяч долларов. Самыми ценными оказались короны и диадемы, которые стали неотъемлемой частью наряда женщин султанского гарема. Однако носили они их на самом деле?

Первое воспоминание о диадему принадлежит жене Мурада III (внука Роксоланы и султана Сулеймана) Сафие, которая стала матерью (валиде) Мехмеда III. Ее можно будет увидеть в продолжении сериала «Величественный века. Кьосем», второй сезон которого вскоре начнут снимать в Турции.

Сафие имела немалое влияние на государственные дела в период правления сына. Она переписывалась с венеційським дожем и королевой Англии Елизаветой И. Ей 1593 году как подарок передала диадему с алмазами. Однако она так и не попала к королеве — ее прибрала к рукам служанка-иудейка Есфирь Хандалі, через которую проходила вся корреспонденция из султанского гарема в европейских послов. Но впоследствии служанка одумалась и вместе со второй партией подарков от Сафие, где также была диадема, передала Елизавете И похищенную украшение.

До тех пор ношение корон не было привычным для женщин султанского гарема. Свой сверхвысокий статус они обычно подчеркивали собольим мехом, которым оторочували верхнюю одежду.

Что же за жизнь надевала вместо короны Роксолана (Хюррем-султан)? Для ответа на этот вопрос стоит взглянуть на портреты, где она изображена в головном уборе с названием хотоз — в форме трапеции или конуса, украшенного жемчугом, крупными изумрудами и рубинами. К нему, как правило, крепили шелковые накидки, которыми султана должна была прикрывать лицо. Подробнее о хотоз можно прочитать в моей книге «Роксолана: мифы и реалии».

Ежедневно Роксолана носила, вероятнее всего, головной убор, изображенный на картине неизвестного мастера, которая хранится в Львовском историческом музее. Ведь в то время женщины, как и мужчины Османской империи, чаще всего наматывали по арабской традиции ткань на голову, образуя нечто вроде чалмы. Ее форма и размер зависели не только от вкусов человека, но и от ее социального статуса.

Также в музее дворца Топкапы хранятся перенесенные из гробницы Роксоланы ее кашбашти, то есть льняные повязки шириной 4-4,5 см, вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитями, которые она надевала на голову, завязывая сзади на узел. Длина каждой из них не превышала 53 см — это размер головы Роксоланы. Поэтому она была хрупкой.

Мода на кашбашти происходит из древних времен, когда венценосные особы Древнего Египта, Греции и Византии украшали головы диадемами из благородных металлов. Такое же название сохранилось и в османов — «дидим» (то есть диадема). Но их головные уборы или скорее украшения кашбашти были значительно скромнее византийские. Женщины, которые их носили, еще верили, что они спасают от головной боли, которую им причиняют мужчины.

Еще одной особенностью гардероба османских женщин были шаровары. Их изображено на каждом рисунке или картине с наложницами и раннего периода — с XIII века, и позднего — ХХ. Их в зависимости от сезона изготавливали из шелка белых, розовых цветов или же хлопка. Но этот обязательный предмет гардероба султан не увидишь на актрисах сериала «великолепный век. Роксолана».

Несмотря на это, удачным оказался акцент сериальных костюмеров на цветовой гамме наряды Роксоланы, которая после брака с султаном Сулейманом полюбила пурпурные и фиолетовые тона. И не зря! Ведь она знала, что именно эти цвета во времена Византии считали императорскими. Император Феодосий II 424 года запретил обычным людям их носить, запрет действовал до IX века.

Именно такого цвета платье, которое имело название ентарі или єлек (что-то вроде открытой спереди платье, плотно облегала спину и достигала пола), с восточным орнаментом и узорами, гаптованими золотыми нитями, и глубоким декольте обычно надевала Роксолана. На нем чуть ниже талии, почти на бедрах всегда был богато украшен драгоценными камнями, золотом или серебром широкий ремень — кушак. Все это — составляющая наряда султан.

Относительно украшений — золотых колец, браслетов, колье с драгоценными камнями, копии которых сейчас можно увидеть на полках всех ювелирных магазинов Стамбула, — то их у Хюррем-султан тоже было немало. Однако современным торговцам, которые продают скопированные из сериала «Величественный век» ювелирные изделия, стоит знать, что на то время не было бриллиантов. Тогда использовали только алмазы. Поэтому подарка сериального султана Сулеймана для Хюррем — кольца, обрамленной чем-то похожим на бриллианты, тогда не существовало.