«Вечное возвращение» Киры Муратовой можно считать комедией

В апреле 2013 года Российская академия кинематографических искусств отдала Муратовой «Нику» за лучший фильм стран СНГ и Балтии 2012 года. А уже в этом сентябре «Вечное возвращение» попало в список претендентов на выдвижение на «Оскар» от Украины.

Победил другой фильм — «Параджанов», хотя шансы попасть в оскаровский шорт-лист — список, который оглашают перед объявлением победителя, — у картины Муратовой были бы выше. И не только потому, что она — единственный известный в мире современный отечественный режиссер.

«Вечное возвращение» — это универсальная история. В гости к главной героине заходит главный герой — у них нет имен, да имена и не важны.

Они когда-то учились вместе, но с тех пор много лет не виделись. Теперь бывший однокурсник пришел просить совета: он любит и жену, и любовницу, но не знает, кого выбрать.

Правда, ни один из полученных советов его не устраивает, ведь на самом деле он пришел за другим. Он не хочет искать выход из простой и, в общем-то, банальной ситуации, он не желает слушать чужих мнений. Все, что ему нужно — оправдаться в своей слабости, причем главным образом перед собой.

«Вечное возвращение» Киры Муратовой можно считать комедиейВся история складывается из нескольких основных эпизодов: герои встречаются, ссорятся, снова встречаются и мирятся. Одни и те же эпизоды разыгрывают разные пары актеров, для чего Муратова собрала всех своих любимцев: Ренату Литвинову, Наталью Бузько, Сергея Маковецкого, Георгия Делиева, Олега Табакова, Аллу Демидову и других.

На деле оказывается, что все они проходят кинопробы. Их потом показывают потенциальному инвестору — пожилому сахарозаводчику в дорогом костюме и c  хорошими мужскими наручными часами, который очень хочет приобщиться к миру прекрасного, но ничего не смыслит в высоком искусстве.

Черно-белые кадры, в которых актеры слегка невпопад произносят диалоги — так, что они звучат как параллельные монологи, — его смущают. А сценаристы и продюсеры (тут небольшую роль играет и украинский кинопродюсер Олег Кохан, который много лет работает с Муратовой) над ним завуалированно издеваются.

Завуалированные издевки — обычный для Муратовой прием. Только если в других фильмах она чаще направляет свое недоброе чувство юмора на зрителя, от чего у последнего остается тяжелое послевкусие, то в «Вечном возвращении» значительно больше самоиронии. Поэтому и смотреть картину гораздо легче и приятнее.

В одном из фрагментов автор вкладывает в уста главной героини рекомендацию: «Столько в тебе душевных переливов и аналитических мыслей. Как их избежать? Все предельно просто — напиться и лечь спать. Не поможет — еще раз напиться и лечь спать».

То есть при желании в фильме Муратовой можно разглядеть ницшеанские мотивы. Например: вечное возвращение — это также бесконечное переживание боли, стыда, глупости и неловкости, которыми наполнена человеческая жизнь. А можно не искать подтекстов и смотреть «Вечное возвращение» как комедию.

Шутки, конечно, в большинстве случаев мрачные — об измене, например, или самоубийстве. И при этом действительно смешные. У одесситки со своеобразным чувством юмора такие встречаются не слишком часто.

Трейлер: