Пассажиры

Пассажиры

Когда Адаму в раю становилось скучно, у него хотя бы был Бог, решающий проблемы. Но главного героя «Пассажиров» Всевышний оставил наедине со своей совестью. Наиболее остро выявленный внешний конфликт — первый признак хорошего сценария. Наиболее остро выявленный внутренний конфликт — признак сценария высочайшего класса. И если у вас не до конца отмерла способность мыслить и сопереживать, то вы обязательно попытаетесь поставить себя в обстоятельства механика Джима Престона (Крис Пратт) и встанете перед ключевой моральной дилеммой: справедливо ли ради личного счастья разрушить чужую мечту?

Правда, достоверно поставить себя в обстоятельства персонажа не получится. Для этого нужно, как минимум, более года прожить в одиночестве на необитаемом острове (а космический корабль, где его единственный собеседник — бармен-андройд, это вполне себе необитаемый остров) с мизерной перспективой обнаружения и спасения, а затем шаг за шагом, как по Ясперсу, самому себя подвести и пережить опыт пограничной ситуации. Почти предельно пограничной, предельно ясной. Той, которую невозможно изменить, о которую можно лишь разбиться словно о стенку. После неё зыбкие мечты, цели и приоритеты стираются в пыль, остаётся или выявляется лишь самое настоящее, самое важное.

Я не знаю, как работал над ролью Крис Пратт. Только Станиславский и Чаббак тут, наверное, не помогут — сопоставимый эмоциональный опыт он вряд ли в жизни переживал. Быть может здесь нужно фантастическое воображение, как по Михаилу Чехову. По гамбургскому счёту, Пратт с ролью и не справился, если в фильме есть слабое звено, то это именно он. Пратт — это 90% фактуры и 10% способностей. Зато Дженнифер Лоуренс с лихвой всё компенсирует и если у вашего покорного слуги раньше были вопросы, почему у простоватой барышни такие гонорары и такой статус, то после «Пассажиров» они отпали окончательно. Как говорил Высоцкий: «актёр должен оживлять всё к чему прикасается». Любой кадр с Лоуренс начинает буквально дышать, наполняться нежностью, чувством, мыслью. И выглядит она потрясающе. Да, выражаясь нашим актерским сленгом, работает на «я в предлагаемых», но предельно точно. Современное кино — это чаще всего и есть история про то, чтобы своей естественной органикой и психофизикой попасть в персонаж, а не про системную подготовку себя к роли и нахождению уникального образа. Для нашего зачастую тяп-ляп кинематографического процесса, это, кстати, даже более актуально.

Пожалуй, «Пассажиры» — одна из сильнейших космических одиссей, что довелось видеть. И близко не шедевр, но на фоне выходящего за последнее время… В фильме почти всё выдержано до того, чтобы не скатиться в пошлость или в тягомотные страдания на стыке науки и морали, растянутые на всю длину млечного пути. Он не играет фантазией на тему будущего и спецэффектами, как бицепсами. В нём крутая графика вставлена ровно в нужных местах и в нужных количествах, без 3D, правда, качество её в полной мере вы оценить не сможете. Он сделан с куда бОльшим вкусом, чем претенциозный «Интерстеллар», он куда эмоциональнее холодноватой «Гравитации». Это тот тип фантастики, что я люблю: где есть и внутреннее напряжение, жёсткий клинч отношений, и борьба с непреодолимой силой космоса, развитая ближе к концовке в темпе престиссимо, пожалуй, даже слишком быстром. Однако, несмотря на шероховатости, сильное сценарное ядро внутреннего конфликта, воплощённое в жизнь блистательной актрисой и качественная отделка внешних деталей, выливаются в однозначно отличную итоговую оценку.

Трейлер: