Головоломка

Часто ли вы задумывались, как устроен наш мозг? Если редко, то мультфильм «Головоломка» может всерьёз увлечь вас этой темой. В новой картине студии «Pixar» исследуется сознание 11-летней девочки Райли, и это исследование оформлено в научно-популярном стиле, основывается на увлекательном сюжете и исполнено в красочных тонах.

Мультипликаторы «Pixar» известны своей страстью к необычным сценарным идеям, их работы порой называют интеллектуальными мультфильмами. «Головоломка» (если более близко к оригиналу, «Шиворот-навыворот», «Наизнанку») в полной мере соответствует устоявшимся представлениям о творениях пиксаровцев. Абсолютно безупречная анимация, вдумчивая проработка персонажей, связный и логичный сюжет, несущий не только развлекательную, но и воспитательную функцию: аккуратно заретушированную, дабы избежать морализаторства, но оттого не менее очевидную.

Зрителю судить, можно ли назвать «Головоломку» новаторской лентой в плане сценария, но это определённо самая необычная (прости, ВАЛЛ-И) история в фильмографии «Pixar». Сценаристы и режиссёры многих психологических драм лезут в голову к человеку, создатели «Головоломки» же забрались туда в самом прямом смысле. В основе сюжета — именно работа головного мозга, управляемого пятью эмоциями: гиперпозитивной Радостью, депрессивной Печалью, несдержанным Гневом, маниакальным Страхом и отстранённой Брезгливостью. Фактически, эти пять персонажей являются ведущими, из них выделяются Радость и Печаль. Именно этому столь разношёрстному дуэту предстоит совершить путешествие в подсознание маленькой Райли, чтобы направить её жизнь в нужное русло.

В «Головоломке» используется тот же нехитрый приём, что применялся в «Истории игрушек», «Корпорации монстров» и «Университете монстров»: узнаваемые ощущения. Все взрослые играли когда-то с игрушками, боялись монстров (или чего-нибудь подобного в широком смысле), учились в колледжах и университетах. Аналогично, каждый взрослый прошёл через эпоху раннего созревания, поэтому «Головоломка» будет понятна всем возрастам. Этот тонкий коммерческий ход позволяет привлечь в кинотеатры максимально широкую аудиторию. С художественной точки зрения приём узнаваемых ощущений, конечно же, вторичен, однако «Pixar» пока им не злоупотребляет, поэтому поклонникам знаменитой студии нет нужды бить тревогу.

Не секрет, что фанаты пиксаровского творчества возлагали особые надежды на новую ленту Пита Доктера. Три предыдущих мультфильма студии явно не дотягивали до её общепризнанного высокого уровня качества. После невнятного сюжета вторых «Тачек», сырой и скомканной «Храброй сердцем» и слишком развлекательного «Университета монстров» на экраны вышла новаторская «Головоломка». Пожалуй, до таких шедевров, как «История игрушек», «Корпорация монстров», «Рататуй», «ВАЛЛ-И», история о человеческих эмоциях не дотягивает, но это однозначный сигнал пиксаровцев о том, что кризис идей преодолён и студия движется навстречу новым блистательным лентам, которые могут войти в анналы мировой анимации.

Несмотря на то, что сюжет описывает события в двух параллельных мирах, действие «Головоломки» разворачивается практически линейно. Скорее всего, этот мультик рассчитан на более младшую аудиторию, нежели предыдущие работы «Pixar». Парадокс в том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста могут не уловить всю проблематику картины. Ведь лента Пита Доктера затрагивает такую интересную и столь же сложную сферу, как внутренний мир человека. Это увлекательный, но немного тяжеловесный (ввиду малочисленных шуток и практически полного отсутствия музыкального сопровождения) научпоп, который знакомит зрителя с такими понятиями, как долговременная память, абстрактное мышление и прочие. Безусловно, всё объяснено весьма популярно, хоть и довольно стереотипно: конечно, же все девочки мечтают о единорогах и розовых пони, ну и куда же без призраков со зловещими клоунами.

Однако куда больше в «Головоломке» оригинальностей и любопытных деталей, которые явно подметит мало-мальски наблюдательный зритель. Прежде всего, занимательна сама идея о внутреннем устройстве человеческого мозга. Человечки-эмоции, поезда-мысли, стеллажи-воспоминания — это как минимум креативно. Упомянутые эмоции разного пола у девочки-подростка и соответствующего — у родителей. Эмоции Райли ещё не научились работать сообща, каждая лезет за пульт управления в полной уверенности, что именно она больше всего нужна девочке. Эмоции папы и мамы трудятся в команде, используя тактику мозгового штурма. У девочки «рулит» Радость, у мамы — Печаль, у отца — Гнев. Наконец, эмоции Райли окрашивают шарики-воспоминания в один цвет, но по мере взросления… Стоп, а это уже спойлер.

Вдумчивый зритель, безусловно, сделает свои выводы о значении этих символов. Благодаря им «Головоломка» обладает посланием, которое будет понятно любому зрителю, прошедшему через стадию взросления. А уж на самом трогательном моменте картины — самопожертвовании Бинго-Бонго во время подъёма из пропасти Забвения — не грех прослезиться и самому закоренелому цинику. В общем и целом, картина Пита Доктера поможет родителям лучше понимать своих детей (ведь для этого необходимо всего лишь вспомнить о собственном детстве). Дети же могут осознать, что побег из дома — не лучший выход из самой неприятной ситуации, всегда есть возможность решить проблему нехватки взаимопонимания. Возможно, главный вывод фильма — эмоции всякие важны, эмоции всякие нужны. А радость в определённый момент жизни способна доставить даже печаль.

В глобальном плане появлении этого семейного-собирательного (как выражается Тимур Кизяков из телепередачи «Пока все дома») мультфильма объявляет об уверенном возвращении студии «Pixar» в лидеры мировой анимации. Король жив, а о других претендентах на оскаровский престол станет известно чуть позже. Приятного просмотра!

Трейлер: