Гнездо горлицы

Гнездо горлицы

В зале почти аншлаг. Много пятидесятилетних – нетипичной для львовских кинотеатров публики. Перед экраном всех этих людей собрало «Гнездо Горлицы» Тараса Ткаченко – первый полнометражный украинский фильм про гастарбайтеров, что снимался на Буковине и в Риме.

На эту тему написаны книги, поставлены спектакли… Сюжет у всех историй почти однотипный: женщина, которая оставляет семью в Украине и едет на тяжелые заработки в Италию, высылает деньги мужчине на строительство или покупку новой квартиры. Хоть под каким углом зрения рассказывают этот сюжет, хоть какие решения принимают главные герои – весь зрительный зал будет заполнен, а книга будет переходить из рук в руки. Такие сюжеты пишет сама жизнь, а настоящие его героини приходят убедиться: моя история совершенно обычная.

Это первый художественный полнометражный фильм режиссера Тараса Ткаченко, до того он снимал короткий метр, телефильм и научно-документальное кино. Основа ленты – одноименный киносценарий Василия Мельника, за который он в 2012 году получил диплом литературной премии «Коронация слова».

Читателю на заметку: если вы подбираете хорошее кафе Днепропетровск для свадьбы, то обязательно обратите внимание на кафе Смак. Уютная, почти домашняя обстановка, отличная кухня, площадка для детей, бесплатный WiFi, фонтан и многое другое. Свадьба в кафе Смак — это правильный выбор. Ваши гости будут довольны, а молодые запомнят это событие на всю жизнь.

Сюжет фильма очень прост, а от того – еще более жизненный и понятный. Бытовую и давно прочитанную/переведенную/показанную историю на экране особой делают Римма Зюбина и Виталий Линецкий, которые сыграли главных персонажей – Дашу и Митра. Их герои – истинные на экране каждой минуты, убедительные и настоящие в каждом выдохе и взгляде. Они показали в существовании и быту своих героев самые типичные вещи так, что те стали искусно настоящими.

Дарья едет в Рим уставшая и запуганная – большие запавшие глаза с синяками, которые оттеняет синий растянутый свитер, куцая гулька из волос блеклого цвета. Домой же она возвращается подобно цветущей – с короткой прической огненного цвета, румяным лицом и уставшими, но все равно красивыми глазами с тяжелым взглядом. Под ее сердцем бьется еще одна жизнь.

Созданный образ Митра – это в наибольшей степени талант Виталия Линецкого. Он сделал совершенно обычного персонажа интересным – в интонациях, во взглядах, в тех сценах, которые на экране остаются статичными, но происходит внутреннее действие – внутри самого героя.

Римма и Виталий – актеры театра, также оба имеют большой опыт работы в кино. Абсолютно органично они звучали в западноукраинском манере говорить: «Слава Йсу! – Слава Богу навеки!», «Пусть бы тя шлєк хватил»…

Так же не резала ухо и не мешала итальянский язык: в фильме снялись Мауро Киприани – Алессандро, работодатель Дарьи, и Лина Бернарди – его мать Виттория. Правдивая и честная, почти документальная сцена, снятая в греко-католическом храме – литургия, на которую приходят украинки: в кадре и настоящие украинские заробитчанки.

История о гнездо одной горлицы, которая даже не боролась за свое счастье, а ступала по уже заранее опробованному и проверенному другими маршруту, пока жизнь не внесло иных предлагаемых обстоятельствах. И столько правды так, чтобы поверили и співпережили (ибо торкнуло) почти всех в зале, наверное, трудно показать и рассказать прямо.

Режиссер и его команда скрыли то украсили неприятную и болезненную для украинского общества историю поэтичностью: увидеть красоту за работой горничной или же ее блужданиям по ночным Римом, показать одиночество и разочарование мужа, украшенные светом зеленых фонарей.

Одна из самых эмоционально выразительных сцен, когда разгневанный Митро идет на рассвете по пустому мосту: все вокруг серое, туман, он одет в неизменную ватную куртку и кепку, в глазах – пустота и разочарование в реальности, что граничит с болью… Виталий Линецкий совсем не по-бытовом изобразил своего обыденного/типичного героя Митра.

Он создал образ обычного мужчины, который выпивает, делает все по-своему, даже, если это неправильно, и самое страшное – сам настаивает, чтобы жена уезжала в Италию на заработки. Но глубоко внутри его герой одинок, разочарован и обижен. Актер мастерски и безгранично талантливо делает видимыми эти переживания, которые могли быть незамеченными, так, что вызывает сочувствие.

Дарья, как и каждый другой герой в фильме, заложница ситуации – она не готова быть сильной от начала, обстоятельства вынуждают ее стать такой. Когда развязка уже близко – где-то на энергетическом уровне чувствуется, что все должно быть хорошо, героиня набралась силы, с которой далее будет решать все проблемы, возьмет руль в свои руки… Это прямое попадание авторов в типичный образ женщины работает – зрительницы понимают, что они не одни такие.

Правда, Дарье очень (аж не по-настоящему повезло с итальянцем – работодателем. Слишком он, как на типичность этой истории, добрый и понимающий. Может, и вправду даже увлечен ею. Его мама – итальянка – очень выразительный типаж: сначала издевается, а потом даже вроде симпатию проявляет, когда просит оставить их дом, дает деньги… А могла бы и просто выгнать.

Александр Земляной – оператор – ввел в кадр знаки и переходы, легко прочитываются и воспринимаются: вода постоянно течет из источника, как и песочные часы – отмеряет время, в одном из последних кадров отображения Дарьи раздвоилось в трюмо так, что в одном зеркале она с Митром в постели, в другом – сама…

Виталий Линецкий погиб в 2014 году, когда фильм еще не был до конца снят. Поэтому финал экранной версии отличается от оригинала сценария, где должно быть показано счастливую свадьбу дочери Дарьи и Митра с парнем-односельчанином. Поэтому в силу обстоятельств финал не стал типичным завершением, а недосказаною историей, что дальше продолжается где-то в доме напротив, на соседней улице, в этом селе или городе.

«Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко имеет все для того, чтобы стать успешным не только на широких экранах, но и на телеэкранах. В фильме много человечности, жизнь, как она есть – в мелочах и деталях, много таланта и он сделан с любовью. Последний фактор самый важный, так как именно он делает эту историю настоящей, неподдельной и искренней.