Гений

Джеффри Рашу не привыкать играть взбалмошных и эксцентричных личностей с выдающимися способностями. В феврале мы видели его в образе скульптора Джакометти, и актер получал явное удовольствие от своего героя, вечно ругающегося и абсолютно непредсказуемого. В роли Эйнштейна продюсеры «Гения» видели только Раша, однако съемочный график звезды упорно не совпадал с графиком Рона Ховарда, выступившего режиссером нескольких эпизодов и одним из исполнительных продюсеров. В результате создатели сериала предпочли не идти на компромиссы и подогнать график производства под те окна, что образовались у обоих. «В итоге у нас было совершенно сумасшедшее расписание съемок, — говорит шоураннер Кеннет Биллер. — Но оно позволило нам заполучить Раша». Благодаря опыту Ховарда сериал не смотрится как телешоу, а вполне похож на кинотеатральный продукт.

«Гений» развивается в двух временных плоскостях. За жизнью уже состоявшегося ученого мы наблюдаем с 1922 года, с момента убийства министра Вальтера Ратенау и роста националистических настроений в Германии. Параллельно в 1894 году юный гимназист Альберт в исполнении Джонни Флинна сражается с отцом за право изучать то, что ему по душе. С помощью гримеров и парикмахеров голубоглазый блондин Джонни Флинн превратился в курчавого и темноглазого еврейского юношу, в котором действительно можно разглядеть сходство с Джеффри Рашем. А в Эйнштейне Раша, уже вполне спокойном и респектабельном ученом, убежденном гуманисте, все еще можно разглядеть черты бунтаря-самоучки. Пусть седые волосы не вводят никого в заблуждение: во взгляде ученого все то же бесконечное желание приблизиться к тайнам устройства Вселенной. Эмили Уотсон, как обычно, не теряется на втором плане в роли верной жены, которая знает мужа лучше, чем он сам.

Физика для чайников и Спиноза за обедом

«Закройте глаза. Представьте себе шарик, который перемещается в воздухе», — говорит с кафедры Эйнштейн-Раш, и его просьбе сложно не последовать. Заодно вспомнить школьные курсы физики и тригонометрии, чтобы не скрипеть собственным — не гениальным — мозгом при появлении на экране формул. Впрочем, надо отдать должное создателям сериала: научные термины и теории объясняются максимально понятным языком, а с философской концепцией Спинозы, которой симпатизировал Эйнштейн, зрителя знакомят походя, во время обеда юного Альберта дома у своего преподавателя. Идея о том, что природа и есть бог, близка не только физику, но и юной Мари, дочери преподавателя. Между молодыми людьми, конечно, вспыхивает роман, а поведение светового луча в пространстве будущий нобелевский лауреат объясняет возлюбленной при помощи гонки на велосипедах. Эйнштейн вообще невероятно популярен у женщин, о чем мы узнаем из первой же сцены с участием ученого и его секретарши Бетти. Ум — это сексуально, буквально настаивают авторы «Гения», ожидая, что рука зрителя в этот момент сама потянется за учебником по физике.