Джейсон Борн

ouvr38s

«Джейсон Борн» далеко не идеален — в нём достаточно мелких недочётов и серьёзных сюжетных промахов. Впрочем, по этому показателю он не сильно отличается от любого из предыдущих эпизодов серии. Проблема скорее в том, что новый фильм ещё задолго до выхода обеспечил себя повышенным зрительским вниманием, оттого с него и спрос больше. Перед Мэттом Дэймоном и Полом Гринграссом стояла задача не просто вернуть франшизу к истокам, но и реабилитировать её после, прямо скажем, неудачной «Эволюции Борна», а также грамотно продолжить законченную трилогию. И у ребят всё получилось.

Первое, что не может остаться незамеченным, — полностью сохранённая стилистика. Пол Гринграсс чётко понимает, от чего зависел успех «Превосходства» и «Ультиматума» и работает по той же схеме. Коронный стиль борнианы здесь присутствует во всей красе. Он навевает ностальгию и даже заставляет закрыть глаза на некоторые недостатки фильма. После невыразительного по всем параметрам спин-оффа с Джереми Реннером, «Джейсон Борн» — это именно то, чего хотел зритель, — выверенное, осторожное, гармоничное продолжение целостной истории, с полюбившимся актёром, с уважением ко всему лучшему, что было в первых трёх фильмах, с качественным развитием идеи и свежими художественными решениями. Фильму уж точно не придётся познать печальный статус лишнего продолжения или «изгоя» во франшизе, как «Эволюция». Борниана из хорошей трилогии превратилась в хорошую квадрологию, и, похоже, это ещё не предел. И, признаться, радостно, что один из самых крутых героев-одиночек в американском кино возвращается на экраны с гордо поднятой головой.

«Борн» ловко избавился от груза предыдущих фильмов и пустился в свободное плавание. Независимая история со свежей проблематикой, современными реалиями, которая в то же время умудряется не сильно выделяться на фоне предшественников, — идеальный вариант, удачно воплощённый на экране. Аллюзии на нынешнее общество — бунты, порабощение технологиями — делают сюжет весьма актуальным и живо воспринимающимся. В то же время в фильме присутствуют и старые работающие элементы: заговоры в ЦРУ, двойные агенты, погони, драки, постоянное преследование главного героя и попытки его нейтрализовать. Наблюдение за тем, как лихо Борн снова и снова обводит вокруг пальца мощнейшие разведывательные структуры и остаётся неуловимым для множества бойцов во всеоружии, приносит истинное удовольствие и укрепляет в сознании культ персонажа.

Мэтт Дэймон великолепен — не зря ведь роль потерявшего память завербованного агента стала его визитной карточкой. Непоколебимость, респектабельность, харизма — всё, как и прежде, при нём. Несмотря на солидный возраст, это всё тот же Борн, который по уровню популярности среди персонажей шпионских франшиз уступает разве что агенту 007. На место бессменного противника Борна, Памелы Лэнди в исполнении Джоан Аллен, заступила молодая оскароносная актриса Алисия Викандер. Стоит признать, её персонаж получился во многом ярче, глубже и интереснее, чем аналогичный у предшественницы. Да, пребывание на столь высокой должности столь молодой особы кажется маловероятным, но Алисии удалось правдоподобно изобразить сильную, уверенную в себе, амбициозную женщину с присущими малоопытным руководителям сомнениями и нерешительностью и присущей женщинам проницательностью. Без преувеличений, актриса воплотила самый яркий второстепенный образ фильма. Венсан Кассель — актёр гораздо более серьёзных драматических перфомансов, но в роли главного преследователя Борна смотрелся очень даже неплохо. По Томми Ли Джонсу, Джулии Стайлз и прочим писать особо нечего — всё в порядке, но ничего особенного.

По технической части полный порядок. Фирменная трясущаяся камера, которая в контексте данной франшизы трясётся вполне уместно, полюбившееся музыкальное сопровождение с обязательной темой «Extreme Ways» в финале, динамичное, не позволяющее сомкнуть глаз повествование, отменный реалистичный и без излишеств экшн — в совокупности перечисленные факторы дают чёткое понимание того, что 9 лет между «Ультиматумом Борна» и «Джейсоном Борном» не внесли каких-либо фундаментальных корректив, и борниана осталась верна традициям. Пол Гринграсс сумел продолжить серию таким образом, что не возникает каких-либо некомфортных нюансов при анализе новой части относительно фильмов трилогии. Они все очень схожи между собой, несмотря на разные интервалы в 2, 3 и 9 лет. Добиться этого было крайне важно, и ребята сумели.

Как знать, будут ли ещё фильмы Гринграсса с Дэймоном, как знать, что будут делать с Аароном Кроссом, а может и вовсе студия запустит в разработку кроссовер с обоими персонажами. Как бы то ни было, лучшие режиссёр и актёр в истории серии не зря в очередной раз объединили усилия и выдали крепкий, самобытный и в то же время уважающий традиции фильм. А большего и не нужно. Закрывая глаза на некоторые недостатки вроде нелогичностей или банальностей в некоторых эпизодах.

Трейлер: