007: СПЕКТР: возвращение к истокам

Для начала хотелось бы мысленно вернуться в 2006 год, когда на экраны только вышел «Казино Рояль» — первый фильм перезапущенной в очередной раз франшизы об Агенте 007 с Дэниелом Крейгом в главной роли. И хотя картина в целом была принята восторженно, мнения относительно нового исполнителя роли Джеймса Бонда разделились. Одни говорили о полнейшем мискастинге, считая, что Крейг совершенно не вписывается в образ английского джентльмена и ловеласа. Другие же (к числу которых относит себя и автор данного текста) считали Крейга достойной кандидатурой на роль легендарного шпиона, актёром, имеющим право на собственную интерпретацию персонажа. С выходом продолжений, среди которых — откровенно паршивый «Квант милосердия» и действительно превосходный «Скайфолл», становилось ясно, что Бонд Крейга не статичен и меняется от фильма к фильму.

Такая трансформация образа в «СПЕКТРе» подошла, по сути, к своему логическому завершению. Джеймс Бонд здесь сильно напоминает именно того героя, что мы видели в Шоне Коннери: ироничного ловеласа, статного джентльмена, которому Крейг добавил и частичку своей индивидуальности. И ведь самое интересное, что подобное можно сказать и обо всём фильме. Начавшись очень оригинально и нетипично, постепенно развиваясь, франшиза, как ни странно, пришла именно к той классической и всем известной бондиане.

Такое возвращение к истокам «СПЕКТР» демонстрирует с первых же кадров: впервые за четыре фильма традиционная заставка с видом из дула пистолета выглядит именно такой, какой была изначально. Затем мы видим эффектную и энергичную открывающую сцену (в которой также можно заметить очевидные отсылки к «Живи и дай умереть» — другой ленты бондианы), ну и потрясающе красивый опенинг под завораживающее «Writing’s On The Wall» Сэма Смита — всё поставлено исключительно канонично, если так можно выразиться.

Но надо сказать, что в целом кино выглядит скорее эдаким симбиозом: в ней в почти идеальных пропорциях совмещены ирония и небольшая карикатурность фильмов с Коннери, нет это не откровенный стеб или пародия, как в Kingsman: Секретная служба — именно ирония с серьёзностью и напряжённостью лент с Крейгом. Здесь стоит сказать большое спасибо именно режиссёру Сэму Мендесу, который придал истории о Бонде чисто своё авторское видение. Плюс ко всему, постановщик удивительно красиво выстраивает кадр, а также умеет создавать напряжение почти из воздуха, заставляя зрителя сидеть, будто на иголках. Вспомните прекрасную сцену, в которой Бонд проникает на совещание организации СПЕКТР. Классическое «собрание злодеев», где величественно возвышается фигура антагониста, чьё лицо скрыто в тени. Тут опять возникают ассоциации, например, с «Из России с любовью» и «Шаровой молнией», в которых лицо злодея демонстративно, издевательски не показывалось зрителям.

«Каноничность» «СПЕКТРа» проявляется также и в прекрасной Мадлен в исполнении Леа Сейду. Вроде бы абсолютно классическая девушка Бонда. В сравнении с героиней Евы Грин из «Казино Рояль» она вряд ли выиграет, но все-таки является чертовски обаятельной девушкой, составляющей с Крейгом отличный экранный дуэт.

Ещё одна особенность крейговской бондианы в том, что её стоит воспринимать, как единую целостную историю, которая рано или поздно должна была прийти к своему логическому завершению. Мы наблюдали становление Бонда, его метаморфозу из новичка, любящего дерзить начальству и не слишком думающего о последствиях своих поступков, в настоящего профессионала своего дела. Здесь герою предстояло встретиться с главным врагом в исполнении Кристофа Вальца, персоной, стоящей за злодеяниями прошлых противников Бонда.

После просмотра вообще искренне хочется, чтобы «СПЕКТР» действительно был последним фильмом франшизы с участием Дэниела Крейга. Всё потому, что история, как уже говорилось выше, получилась законченной и завершилась на идеальной ноте — именно такой, что любое продолжение её выглядело бы крайне неуместно и глупо. Ну а «СПЕКТР», пусть и не идеален (вспомните через чур простую и глупую расправу над антагонистом), но все-таки является отличным завершением истории, начатой в «Казино Рояль».

Трейлер: